Мороз и солнце, день чудесный… Но не для всех. Поворот ключа в замке зажигания — и из-под капота слышится весьма характерный треск. Настроение испорчено. День — тоже. А всему виной севший аккумулятор.
Причин тому может быть множество. Самой банальной является человеческое легкомыслие. Несмотря на кажущуюся простоту, АКБ представляет собой весьма капризную и требовательную конструкцию.
Первые шаги к неудачной попытке завести зимой машину многие делают, покупая новый аккумулятор. Да-да, именно так.
Секрет весьма прост, да и нет на самом деле никакого секрета. Любой аккумулятор, даже самый новый, обладает свойством саморазряжаться, и, приобретая новую батарею, вы можете быть уверены, что степень ее заряженности редко превышает 75—80%. Прибавьте к этому весьма немалую нагрузку на энергосистему автомобиля в конце осени и начале зимы, когда имеет место отрицательный энергобаланс (генератор не заряжает аккумулятор до необходимого уровня), и получится, что наша новая батарея разряжается еще сильнее.
Следующим этапом становится холод. Аккумулятор — это электрохимический источник питания, а с падением температуры скорость химических реакций, происходящих внутри него, снижается, равно как и объем вовлекаемых в них веществ. А если аккумулятор не совсем новый, то весьма вероятно, что в какой-то из банок выкипел электролит, да и сульфаты на пластинах образовались. И, к сожалению, зачастую решить последнюю проблему добавлением дистиллированной воды уже не получится. Тем более не стоит пытаться реанимировать АКБ при помощи неких сомнительных «чудо-препаратов», столь обильно представленных в розничной торговой сети.
Единственный способ заставить батарею работать так, как ей и положено, — зарядить ее.
Методов заряда существует всего два: заряд при постоянном значении напряжения и при постоянном значении тока.
Как водится, у каждого из них есть и преимущества, и недостатки.
Если заряд производится с неизменным значением напряжения, то в конце заряда значение зарядного тока существенно снижается, что делает полный заряд аккумулятора маловероятным. Зато в начале заряда ток моет неограниченно возрастати, особенно при зарядке сильно разряженного аккумулятора. Это может привести к разрушению пластин батарей и закипанию электролита.
Обратная ситуация складывается при заряде аккумулятора током постоянной величины. Батарея зарядится на 100%, но при этом в конце процесса электролит закипает. Как взять от каждого метода только преимущества и снизить влияние недостатков? Всего лишь использовать комбинированную схему: в самом начале с постоянным значением тока, а ближе к концу — с переменным. Естественно, для своевременного переключения с одного режима на другой зарядное устройство должно быть автоматическим. Кстати, здесь мы вплотную приблизились к еще одному важному аспекту, касающемуся зарядных устройств, а именно их конструктивным типам. А их тоже два. Первый тип, в настоящее время практически исчезающий с рынка, — трансформаторные ЗУ. В основу таких приборов положен мощный трансформатор, с опять же мощным выпрямительным диодным мостом на выходе. Как можно догадаться, вес такого устройства на 70—80% состоит из веса трансформатора, да и габаритные размеры определяются им же. Поэтому, если при выборе зарядного устройства вы обнаружите на прилавке гробоподобную конструкцию неимоверного веса, знайте: это уже устаревший представитель зарядок и есть гораздо более легкие и малогабаритные. Они-то и составляют второй большой класс зарядных устройств, который, судя по всему, скоро станет и единственным, — импульсные ЗУ. В их основу также положен трансформатор, но работающий на более высоких частотах, следовательно, обладающий меньшими габаритами. Кроме того, они позволяют не только полностью автоматизировать весь процесс заряда аккумулятора, но и применить практически все возможные защитные цепи с использованием двух-трех компактных контроллеров. Вот и получается, что, имея практически одни и те же выходные параметры, импульсные ЗУ явно выигрывают у трансформаторных. Для окончательного разгрома устаревших конструкций также стоит упомянуть и меньшую стоимость импульсных зарядников, и их более высокий КПД. Именно поэтому при подготовке к проведению этого теста отбирались только импульсные зарядные устройства.
На будущее…
Конечно, весьма полезно обладать зарядным устройством, чтобы в критический момент воспользоваться им. Но ведь можно и избежать подобных неприятностей. Для этого требуется соблюдать весьма несложные правила эксплуатации бортовой энергосети вашего авто.
Аккумулятор боится двух вещей: недозаряда и перезаряда. Поэтому всегда следите, чтобы стрелка бортового вольтметра не опускалась ниже 12,6 В и не поднималась выше 15 В. Кроме того, следует учитывать упомянутый выше отрицательный энергобаланс. Не ленитесь, подзаряжайте АКБ хотя бы раз в квартал. Также необходимо постоянно контролировать уровень электролита в банках АКБ и его плотность, которая должна колебаться в пределах от 1,2 летом до 1,27 зимой.
ТИП: профессиональный пуско-зарядно диагностический прибор.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: «Автоэлектрика», Москва.
ЗАЯВЛЕННЫЕ СВОЙСТВА: прибор предназначен для использования на СТО, крупными автотранспортными предприятиями, автосалонами и т.д., основными функциями являются: диагностика аккумуляторных батарей и электрооборудования автотранспортных средств с напряжением бортовой сети 6/12/24 В, зарядки одной или нескольких АКБ емкостью от 6 до 800 А.ч, запуска двигателя при недостаточном пусковом токе. Может работать как в ручном, так и в автоматическом режимах. Имеет защиту от преполюсовки, короткого замыкания, перегрева. Также применена система стабилизации напряжения питания.
Для удобства транспортировки предусмотрены колеса.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ
Несмотря на множество функций, Т-1020 оказался довольно прост в применении. Естественно, первым делом захотелось проверить защиту прибора от ошибок оператора. Обмануть электронику не удалось. Особенно стоит отметить наличие системы определения АКБ. Т.е. на холостом ходу выходное напряжение попросту равно нулю. Минимальное напряжение на клеммах АКБ для начала работы должно составлять не менее 4,5 В. При дальнейших попытках намеренно вывести прибор в некорректный режим работы пришлось признать свое бессилие. Если у вас заряжается батарея на 12 В, а в это время переключить режим заряда на 6 или 24 В, то... снова отключается выходная цепь. И так каждый раз, что бы вы не делали.
Все режимы работы отражаются при помощи расположенных на передней панели светодиодов с соответствующими подписями. Текущие параметры выводятся при помощи цифрового табло. Переключение режимов работы производится при помощи трех вращающихся рукояток. В общем, все просто и понятно.
Как дополнительное «очко» в пользу данной конструкции можно рассматривать наличие возможности реверсивного заряда.
И как отличительная черта продукции данного производителя — заделка провода. Провод крепится не к «крокодилу», а к специальной медной шине, что обеспечивает большую безопасность при работе и меньшие потери.
РЕЗЮМЕ и экспертные отзывы о пуско-зарядном устройстве
ДОСТОИНСТВА Пуско-зарядного устройства: наличие множества видов защиты, удобство в работе, простота обращения, мобильность, система стабилизации напряжения питания.
НЕДОСТАТКИ Пуско-зарядного устройства: не выявлено.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА: надежный помощник для профессионалов.
ТИП: автоматическое пуско-зарядное устройство для автомобильных аккумуляторных батарей.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: НПП «Орион», Санкт-Петербург.
ЗАЯВЛЕННЫЕ СВОЙСТВА: автоматическое ПЗУ, предназначенное для подзарядки автомобильных АКБ напряжением 12 В, изготовленное на основе схемы двухтактного высоковольтного высокочастотного преобразователя со схемой управления, содержащей цепь обратной связи по выходному напряжению.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ
Первое, на что хочется обратить внимание, — отсутствие защиты от переполюсовки и короткого замыкания клемм. Поэтому при эксплуатации изделия следует быть внимательным, чтобы не вывести его из строя.
Дизайн изделия так же прост, как и его конструкция, но не примитивен. На передней панели размещен переключатель режима пуск/заряд, индикатор включения в сеть, индикатор выбора режима «пуск», индикатор перегрева и режимный вольтметр. Последний представляет собой несколько светодиодов, каждый из которых показывает свой диапазон напряжений. Всего предусмотрено 4 диапазона. Первый — от 0 до 8 В. В этом случае либо батарея сильно разряжена, либо произошло короткое замыкание. Второму режиму соответствует диапазон от 8 до 12 вольт. Это режим пуска. Третий режим — режим основного заряда. Ему соответствуют значения напряжения от 12 до 13,8 В. И, наконец, последний режим — режим окончательного заряда (13,8-14,6 В).
При подключении разряженной АКБ начинается заряд током 10-15 А. При достижении величины напряжения на клеммах аккумулятора 14,6 В процесс заряда автоматически прекращается, во избежание начала «кипения» электролита. Со временем за счет спадания избыточного перенапряжения на клеммах АКБ напряжение на АКБ снижается до 13,6 В. Схема заряда снова включается. Этот цикл будет происходить вплоть до ручного отключения устройства. По большому счету последняя стадия заряда АКБ с помощью данной конструкции является не чем иным, как простейшим вариантом реверсивного заряда, который положительно сказывается на дальнейших рабочих качествах батареи.
Что касается заряда, то здесь производитель обещает пусковой ток 60-80 А. Но мы смогли «выжать» все 90, причем без каких-либо негативных последствий для изделия.
Приятно было обнаружить, что производитель применил редко используемый, но весьма надежный способ заделки провода в «крокодил»-пайку. Во-первых, это соединение весьма долговечно, а во-вторых, обеспечивает снижение потерь в месте контакта.
Также стоит отметить наличие в конструкции вентилятора охлаждения, что снижает риск выхода изделия из строя вследствие перегрева.
РЕЗЮМЕи экспертные отзывы о пуско-зарядном устройстве Striver
ЗАЯВЛЕННЫЕ СВОЙСТВА: прибор предназначен для использования на СТО, крупными автотранспортными предприятиями, автосалонами и т.д. Основными функциями являются: зарядка аккумуляторных батарей напряжением 12 и 24 В, осуществление быстрого старта двигателя при разряженной аккумуляторной батарее.
Максимальный ток для 12-вольтовых аккумуляторов составляет 140 А, и 250 А в режиме старта. Для 24-вольтовых батарей эти параметры составляют 86 А и 220 А соответственно.
Напряжение питания — 220 В, система стабилизации тока в зависимости от изменения напряжения питания отсутствует.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ
Прибор встречает пользователя традиционной немецкой лаконичностью. Ничего лишнего. На передней панели разместились немногочисленные органы управления и индикации режимов работы. Индикаторов всего три. Первый — индикатор зарядного тока. Им служит аналоговый амперметр. Остальная индикация осуществляется с помощью светодиодов. Красный светодиод несет на себе две функции. Во-первых, он информирует о том, что прибор включен в сеть. В этом случае он горит постоянно. Если же он начинает мигать, следовательно, на зажимах прибора возникло перенапряжение. Когда батарея будет полностью заряжена, загорится зеленый светодиод. В процессе зарядки также горит и желтый светодиод.
Начало работы возможно только в том случае, когда напряжение на клеммах аккумулятора не ниже 8 В (для 12-вольтовых батарей), и 16 вольт — для 24-вольтовых батарей. Если же батарея разряжена сильнее, то ее все равно можно зарядить. Только тогда необходимо зажать специальную кнопку. Кстати, во избежание ошибок оператора эта кнопка не имеет фиксированного положения. Таким образом, исключается возможность подачи напряжения на выход прибора с замкнутыми накоротко клеммами.
Кстати, о системах защиты, примененных в данной конструкции. Как показал опыт, обмануть хитрую электронику все же возможно, только для этого нужно сильно постараться, а именно — нажать вышеупомянутую кнопку зарядки сильно разряженных батарей при замкнутых накоротко клеммах. Но кому это нужно?
Сами по себе клеммы имеют мощные латунные шины и такую изоляцию, что хватило бы еще на несколько российских аналогов.
Непосредственно эксплуатационные испытания подтвердили заявленные производителем характеристики в полном объеме, впрочем, чего еще можно было ожидать от компании BOSCH?
И еще один нюанс. В данной конструкции предусмотрена система полуавтоматического изменения параметров для зарядки холодных и горячих батарей. Холодной считается батарея с температурой до 15 0С, а горячей — с более высокой температурой. Для выбора того или иного режима предусмотрена специальная клавиша.
РЕЗЮМЕи экспертные отзывы о пуско-зарядном устройстве BOSCH
ДОСТОИНСТВА пуско-зарядного устройства: наличие множества видов защиты, удобство в работе, простота обращения, мобильность, возможность подключения сильноразряженных батарей.
НЕДОСТАТКИ пуско-зарядного устройства: отсутствие системы стабилизации напряжения питания.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА: репутация не берется с потолка. Она рождается и множится именно подобными изделиями.
ЗАЯВЛЕННЫЕ СВОЙСТВА: автономный источник питания напряжением 12 В постоянного тока. Встроенная необслуживаемая кислотно-свинцовая батарея имеет емкость 17 А.ч. Ток запуска двигателя составляет 400 А. Имеет возможность подзарядки как от сети 220 В, так и от бортовой сети автомобиля. В комплект поставки входят непосредственно изделие, сетевой адаптер для зарядки от сети 220 В, автомобильный зарядный шнур.
Имеет защиту от переполюсовки (обратного подключения клемм), короткого замыкания клемм и искрообразования при подключении. При неверном подсоединении клемм срабатывает встроенная система звукового оповещения.
Имеются встроенные фонарь и компрессор. Может быть использован как автономный источник питания для потребителей, использующих напряжение 12 В, потребляющих ток до 15 А.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ
Использование изделия по назначению не должно ни у кого вызвать каких-либо трудностей. Как говорится, «пришел, увидел, подключил». Для успешного завершения попытки пуска двигателя необходимо соблюдение все тех же условий, что и для других аналогичных изделий — полная заряженность встроенного аккумулятора и исправность всех электроцепей и системы питания вашей машины.
На передней панели размещены основные органы управления устройства: тумблер питания, кнопка включения системы самодиагностики, которая показывает уровень заряда встроенного аккумулятора, кнопка включения встроенного фонаря. Уровень заряда показывается с помощью вольтметра, имеющего двойную шкалу. Нижняя ее часть проградуирована в вольтах, а верхняя — в процентах. Кроме того, там же расположено гнездо для подзарядки устройства.
Провода применены с достаточно большим сечением, так что при протекании значительных токов каких-либо проблем возникнуть не должно, а вот сами клещи имеют один незначительный недостаток. Провод к ним крепится дедовским способом — на обжимных усах, что несколько ухудшает их характеристики в плане токопропускной способности. Для того, чтобы провода не болтались во время транспортировки и хранения, они крепятся к специальным выступам на корпусе.
На задней панели изделия расположена кнопка включения компрессора и манометр.
РЕЗЮМЕ и экспертные отзывы о пуско-зарядном устройстве
ДОСТОИНСТВА пуско-зарядного устройства: компактность, наличие нескольких видов защиты от ошибок оператора, приятный дизайн.
НЕДОСТАТКИ пуско-зарядного устройства: необходимость регулярной подзарядки, даже если устройство не использовалось.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА: главное вовремя подзарядить устройство, и оно вас не подведет.
ЗАЯВЛЕННЫЕ СВОЙСТВА: данная конструкция представляет собой автономный источник питания напряжением 12 В постоянного тока. Встроенная необслуживаемая кислотно-свинцовая батарея имеет емкость 9 А.ч. Максимальный ток запуска двигателя составляет 350 А. Предназначена для работы при температурах от –20 до +40 °С. Имеет возможность подзарядки как от сети 220 В, так и от бортовой сети автомобиля. Максимальное время полной зарядки от сети 220 В составляет 30 часов, а от бортовой сети автомобиля — 4 часа. Вес — 4,5 кг. В комплект поставки входит непосредственно изделие, сетевой адаптер для зарядки от сети 220 В, автомобильный зарядный шнур.
Имеет защиту от переполюсовки (обратного подключения клемм), короткого замыкания клемм и искрообразования при подключении. При неверном подсоединении клемм срабатывает встроенная система звукового оповещения.
Имеется встроенный фонарь.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ
Способ применения данного изделия прост, как и сама конструкция. Для начала подсоединяем клеммы устройства к соответствующим полюсам аккумулятора, включаем и пытаемся произвести пуск двигателя. Успех зависит от нескольких факторов. Во-первых, само по себе устройство должно быть полностью заряжено. Во-вторых, должны быть исправны системы питания и зажигания автомобиля. Ну и, естественно, не должно быть повреждений в энергосистеме автомобиля. Если все три условия выполняются, то вероятность успешного пуска составляет 100%.
Внешний вид вызывает даже некоторое умиление: симпатичный обтекаемый корпус веселого канареечного цвета. Все гармонично и продуманно. Есть удобная ручка для переноски, провода при транспортировке не болтаются, как лианы, а крепятся к специальным выступам на корпусе. Кстати, о проводах. В подобных устройствах этот элемент не менее важен, чем сама батарея. Здесь придраться не к чему. Производитель использовал многожильный провод значительного сечения, который способен выдерживать большие пусковые токи. Клеммы выполнены из меди и выглядят довольно внушительно.
На передней панели разместились индикаторы состояния батареи и зарядки, разъем для зарядки устройства, тумблеры питания и включения встроенного фонаря. А также и сам фонарь, который, кстати, светит весьма ярко.
При эксплуатации устройства следует помнить несколько важных моментов. Самое главное — не допускать, чтобы внутренняя батарея находилась в разряженном состоянии длительное время. Это может привести к ее значительной сульфатации, и тогда потребуется длительное время для ее оживления. Не менее важно регулярно подзаряжать встроенную батарею, даже если вы не использовали устройство.
РЕЗЮМЕи экспертные отзывы о пуско-зарядном устройстве
ДОСТОИНСТВА пуско-зарядного устройства: компактность, наличие нескольких видов защиты от ошибок оператора, приятный дизайн.
НЕДОСТАТКИ пуско-зарядного устройства: необходимость регулярной подзарядки, даже если устройство не использовалось.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА: оригинальное решение традиционной проблемы.
ЗАЯВЛЕННЫЕ СВОЙСТВА: устройство предназначено для подзарядки разряженных автомобильных аккумуляторных батарей, а также для использования в качестве автономного источника питания для маломощных потребителей (например мобильный телефон, ноутбук и т.д.). Подзарядка возможна только в том случае, если напряжение на аккумуляторной батарее не ниже 10,5 В. Энергопотребление в режиме заряда составляет 19,8 Вт, емкость — 1500 мА.ч, максимально допустимый ток — 20 А, напряжение питания — 13,2 В.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ
В основе конструкции лежит сверхкомпактная кислотно-свинцовая аккумуляторная батарея. Для приведения устройства в рабочее состояние сначала необходимо произвести его зарядку. Сделать это возможно, подсоединив его к бортовой сети какого-нибудь автомобиля на 35-40 минут. Затем готовое к работе устройство включается в гнездо прикуривателя автомобиля с разряженной АКБ, и по прошествии 10-15 минут можно пытаться произвести пуск двигателя. Если не помогло, то стоит повторить попытку еще раз. Если же и после этого двигатель не хочет пускаться, то это значит, что аккумулятор слишком сильно разряжен.
РЕЗЮМЕи экспертные отзывы о пуско-зарядном устройстве
ДОСТОИНСТВА пуско-зарядного устройства: мобильность и компактность, простота эксплуатации.
НЕДОСТАТКИ пуско-зарядного устройства: ограничение по степени разряда АКБ.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА: эта конструкция вполне применима в тех случаях, когда вам не хватает для пуска двигателя совсем чуть-чуть.
ОСОБЕННОСТИ: автоматическое импульсное зарядное устройство с пятью этапами процесса заряда для всех типов АКБ.
УПРАВЛЕНИЕ ТОКОМ ЗАРЯДА: автоматическое.
ИНДИКАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗАРЯДКИ: световой индикатор режима зарядки.
МАКСИМАЛЬНЫЙ ТОК ЗАРЯДА: 3,8 А.
ПОТРЕБЛЯЕМАЯ МОЩНОСТЬ: 230 Вт (при токе 12 А).
ГАБАРИТЫ: 172х62х42 мм.
МАССА: 0,486 кг.
ЦЕНА: 1500 руб.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ
Кода мы первый раз взяли в руки упаковку с Koto первое, что, нам пришло в голову — а где, собственно, зарядное устройство? То, что находилось в упаковке, скорее походило на некий измерительный прибор, но никак не на зарядку для авто. Никаких ручек и амперметров с вольтметрами, только одна кнопка и несколько лампочек с пиктограммами.
Пиктограммы на передней части корпуса красноречивы и интуитивно понятны, но все-таки попробуем почитать инструкцию. Подопытный аккумулятор у нас, разумеется, был 12 В (65 Ач), и поэтому нажатием кнопки Mode мы выбрали режим, при котором загорелся светодиод с изображением автомобиля. При этом загорелся еще один — индикатор заряда. Ну что же, неплохо. Подключаем амперметр, ибо встроенного измерительного прибора данное ЗУ не имеет: 3,9 А. Глубоко разряженную батарею заряжать эта штучка будет достаточно долго, но все-таки зарядит. Тем более что минимальное напряжение на клеммах АКБ, требующееся для начала заряда, вполне приемлемое — 8,5 В. Как небольшой, но все-таки плюс стоит отметить отсутствие искр при подключении устройства к АКБ.
На следующем этапе испытаний проверялись экстренные режимы работы. И здесь никаких ЧП не произошло, т.е. сжечь устройство не получилось. При КЗ срабатывает защита и отключается цепь питания, а при переполюсовке загорается и мигает сигнальная лампа с пиктограммой «(!)». На изменение напряжения питания тоже особенных реакций не последовало. За 5 секунд аппарат перенес 260 В вполне стойко, а работать продолжал, пока напряжение в сети не опустилось ниже 205 В. Конечно, это несколько скромнее, чем у остальных участников, но ведь это зарубежная продукция, и там при включении электрочайника не гаснут лампочки в люстрах…
Вопрос возник по поводу индикатора с пиктограммой снежинки. Но все оказалось просто: этот режим применяется при низких температурах, когда АКБ менее восприимчива к зарядному току. Кстати, о температурах. Устройство имеет встроенную систему контроля собственной температуры и при ее повышении снижает выходную мощность.
А когда загорится индикатор над пиктограммой Full, это будет означать, что батарея заряжена и готова к эксплуатации.
РЕЗЮМЕ
ДОСТОИНСТВА: наличие системы контроля температуры, защита от КЗ, переполюсовки, скачков напряжения питания; несколько этапов заряда, применимость для всех типов батарей, отсутствие искрообразования.
НЕДОСТАТКИ: отсутствие амперметра, небольшой ток заряда.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА: конструкция вполне подойдет для большинства автолюбителей.
ОСОБЕННОСТИ: автоматическое импульсное зарядное устройство с четырьмя этапами процесса заряда для всех типов АКБ.
УПРАВЛЕНИЕ ТОКОМ ЗАРЯДА: автоматическое.
ИНДИКАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗАРЯДКИ: световой индикатор режима зарядки.
МАКСИМАЛЬНЫЙ ТОК ЗАРЯДА: 3,8 А.
ПОТРЕБЛЯЕМАЯ МОЩНОСТЬ: 230 Вт (при токе 12 А).
ГАБАРИТЫ: 165х61х38 мм.
МАССА: 0,5 кг.
ЦЕНА: 2100 руб.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ
Так уж получилось, что в этом материале просто какая-то выставка близнецов. Приступив к тестированию завершающего участника, мы ощутили острый приступ дежавю: только что мы испытывали не то чтобы точно такой же, но очень, очень похожий прибор! Те же пиктограммы, тот же принцип управления, все такое же, но не такое. Как-то сделано поизящнее, индикаторы расположены более удобно, а в комплекте на один шнур больше. Попробуем разобраться, а точнее разобрать. Беглый взгляд специалиста по электронике сразу определил практически полную идентичность конструкций.
Но это еще ни о чем не говорит — тестировать надо. А результаты оказались следующие. Ток заряда на 0,1 А повыше (4 А), устойчивость к перепадам напряжения питания получше (нижний предел составил 190 В), защита от КЗ и переполюсовки тоже присутствует и отлично функционирует. Даже защита от искрообразования — и та на месте! Единственный нюанс, возникший при проведении теста: пружины в «крокодилах» не самые сильные, поэтому иногда могут стать причиной плохого контакта с клеммами АКБ и заряд попросту не начнется. Но это нельзя считать явным недостатком, тем более что сами «крокодилы» имеют обливную изоляцию и крепление провода к ним очень надежное.
А в чем основные отличия? Большей частью во внешнем виде. А еще — на один этап заряда меньше. Но справедливости ради стоит заметить, что устройство имеет несколько «старших братьев», у которых при незначительном увеличении веса и габаритов даже не 5, а целых 8 этапов. Кроме того, эта конструкция может быть использована и как источник питания (именно для этого и предназначен второй провод).
РЕЗЮМЕ
ДОСТОИНСТВА: наличие системы контроля нагрева, защита от КЗ, переполюсовки, скачков напряжения питания; несколько этапов заряда, применимость для всех типов батарей, отсутствие искрообразования.
НЕДОСТАТКИ: отсутствие амперметра, небольшой ток заряда.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА: конструкция вполне подойдет для большинства автолюбителей.
ОСОБЕННОСТИ: импульсное зарядное устройство с преобразованием частоты. Полный автомат с системой стабилизации тока и напряжения. Встроенный фонарик.
УПРАВЛЕНИЕ ТОКОМ ЗАРЯДА: переключение между автоматическим и ручным режимами управления тока заряда.
ИНДИКАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗАРЯДКИ: стрелочный индикатор тока зарядки.
МАКСИМАЛЬНЫЙ ТОК ЗАРЯДА: 7,5 А.
ПОТРЕБЛЯЕМАЯ МОЩНОСТЬ: 130 Вт.
ГАБАРИТЫ: 192х160х100 мм.
МАССА: 0,76 кг.
ЦЕНА: 1100 руб.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ
Во-первых, сразу стоит обратить внимание на то, что данное ЗУ позволяет заряжать даже полностью разряженные АКБ, напряжение на клеммах которых равно нулю, что не под силу многим аналогам.
В этом зарядном устройстве предусмотрены два возможных варианта контроля процесса заряда: автоматический и ручной. В ручном режиме пользователь может самостоятельно выбирать значение напряжения заряда вплоть до 17,6 В, однако стоит помнить, что заряд с напряжением более 15 В негативно сказывается на ресурсе АКБ, хотя и может быть весьма необходимым, особенно когда требуется срочно дозарядить батарею до того минимума, который сможет обеспечить пуск двигателя.
Но все же более благоразумным будет использование автоматического режима, который проходит по ставшей уже стандартной комбинированной схеме: с постоянным значением тока заряд продолжается, пока напряжение не достигнет 14,4 В, после чего оно уже не меняется, и процесс продолжается с уменьшением тока заряда.
Конструкция предусматривает все возможные виды защиты: от КЗ, переполюсовки клемм, изменения напряжения питания. Причем устройство способно удерживать выходные параметры при изменении напряжения от 120 В до 260 В, при котором срабатывает защита и цепь питания блокируется.
Еще одна отличительная особенность — возможность использовать устройство без снятия АКБ с автомобиля.
Также стоит отметить на редкость удачную конструкцию корпуса, а точнее его способность к рассеиванию тепла. Независимо от нагрузки и продолжительности эксплуатации устройство практически не нагревается, несмотря на отсутствие принудительной вентиляции.
Внешний вид самого корпуса оставляет приятное впечатление. Кстати, нельзя не упомянуть о весьма полезном довеске — встроенном в ручку фонарике, который может работать как от трех батареек ААА (если ЗУ не подключено к сети), так и от внутренней цепи питания.
РЕЗЮМЕ
ДОСТОИНСТВА: возможность выбора между ручным и автоматическим режимами зарядки. Режим хранения с компенсацией саморазряда. Допускается зарядка батареи без отсоединения от машины и глубоко разряженных АКБ (от 0 В). Эргономичный и эстетичный корпус. Встроенный фонарь. Наличие электронных защит. Сравнительно невысокая цена.
НЕДОСТАТКИ: не отмечено.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА: конструкция заслуживает оценки «отлично».
Этот образец представляет собой несколько упрощенную версию модели 715d, и вполне закономерно, что алгоритмы работы у них совпадают, с той лишь разницей, что у этого прибора можно ограничить только величину тока заряда.
Минимальное напряжение на клеммах АКБ, при котором возможен заряд, составляет 8,5 В — вполне приемлемый результат.
Так же, как и «старший брат», прибор при КЗ переходит в режим источника, а при переполюсовке «горит» расположенный на передней панели предохранитель. Повышенное напряжение в 260 В на протяжении 5 секунд никак не повлияло на работоспособность прибора, а вот при 120 В устойчивая работа прекратилась (против 110 В у конструкции с индексом d).
Еще можно отметить достаточно высокую точность амперметра.
РЕЗЮМЕ
ДОСТОИНСТВА: возможность выбора максимального напряжения заряда. Защита от экстренных режимов. Эргономичный и эстетичный корпус.
НЕДОСТАТКИ: не отмечено.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА: конструкция надежная, удобная, красивая… В общем, снова похвалим производителя, но… Стоит ли выпускать две конструкции с практически идентичными свойствами, разница в цене которых на прилавках будет около 200 рублей? Еще раз отмечу, что прибор отличный. Но если лично мне пришлось бы выбирать между ним и 715d, я предпочел бы последний.
ОСОБЕННОСТИ: импульсное зарядное устройство с дополнительной функцией блока питания. Оснащено цифровым ЖК-дисплеем, отображающим значения напряжения и тока заряда и информирующим оператора о ходе заряда.
УПРАВЛЕНИЕ ТОКОМ ЗАРЯДА: автомат с ручной регулировкой предельного напряжения заряда.
боты этого ЗУ реализует комбинированный метод: первый этап заряда батареи осуществляется с постоянным значением тока, а в конечной фазе прибор переходит в режим стабилизации напряжения, что позволяет добиться максимально эффективного заряда АКБ и избежать кипения электролита.
Первое, на что сразу стоит обратить внимание, — информативный ЖК-дисплей, который помимо сведений о значениях тока и напряжения может давать и полезные подсказки (отображаются внизу бегущей строкой). Например, можно узнать, какой заряд был подан на АКБ, сколько времени на это ушло и даже выяснить, что сгорел предохранитель. Несмотря на то, что данное ЗУ полностью автоматическое, вмешательство оператора в самом начале работы все-таки предусмотрено: он должен выставить максимальное значение напряжения заряда вручную, но бояться не стоит: больше 15 В все равно прибор не выдаст, а это значение является приемлемым для АКБ. А вот дальше прибор все сделает сам, согласно заложенному производителем алгоритму и в зависимости от состояния заряжаемой батареи. Минимальное напряжение на клеммах АКБ, при котором возможен заряд, составляет 6,5 В, что весьма достойно. Как правило, стартер не может прокрутить коленвал и батарея требует заряда уже при 10 В, а если напряжение меньше 8 В, то скорее всего аккумулятору требуется не только зарядка, но и помощь квалифицированного специалиста.
Проверка защиты от экстренных режимов показала, что при КЗ прибор переходит в режим источника тока (однако производитель настоятельно не рекомендует держать его в таком состоянии более 30 секунд). Если же произойдет переполюсовка, то немедленно сгорит расположенный на передней панели предохранитель. Кстати, именно этот предохранитель вызвал во время теста массу споров и сомнений. С одной стороны, подобный вид защиты позволяет несколько упростить конструкцию и снизить стоимость прибора, а расположение предохранителя позволяет безболезненно его поменять (кстати, применен стандартный автомобильный предохранитель ножевого типа, так что с заменой проблем не будет). Но, с другой стороны, обязательно найдется умник, который вместо сгоревшего предохранителя вставит «жучок» и все-таки спалит прибор. Тем не менее после долгих споров был сделан вывод, что умник в любом случае найдет способ испортить хорошую вещь, и поэтому предохранитель все же отнесли к преимуществам.
Перепады напряжения также были успешно преодолены. Рабочие характеристики сохраняются при снижении напряжения до 110 В и при повышении до 260 В (в течение 5 секунд).
Так как данное зарядное устройство достаточно мощное и к тому же может быть использовано в качестве источника тока, производителем предусмотрена система принудительной вентиляции, которая весьма успешно справляется с поставленной задачей.
Хотелось бы отметить, что все приборы серии «КУЛОН» 7ХХ допускают последовательное и параллельное подключение.
РЕЗЮМЕ
ДОСТОИНСТВА: возможность выбора максимального напряжения заряда. Защита от экстренных режимов. Эргономичный и эстетичный корпус. Информативный ЖК-дисплей.
НЕДОСТАТКИ: не отмечено.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА: остается только порадоваться за отечественных разработчиков и производителей. Функциональность, эргономика, надежность и качество могут быть присущи и российской продукции.
ОСОБЕННОСТИ: автоматическое импульсное зарядное устройство с преобразованием частоты и системой стабилизации тока и напряжения.
УПРАВЛЕНИЕ ТОКОМ ЗАРЯДА: автомат с двумя режимами работы в зависимости от максимального тока заряда: 12 или 6 А.
ИНДИКАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗАРЯДКИ: световой индикатор режима зарядки, световой индикатор тока зарядки.
МАКСИМАЛЬНЫЙ ТОК ЗАРЯДА: 14 А.
ПОТРЕБЛЯЕМАЯ МОЩНОСТЬ: 230 Вт (при токе 12 А).
ГАБАРИТЫ: 220х130х100 мм.
МАССА: 0,75 кг.
ЦЕНА: 780 руб.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ
Первый недостаток, который сразу бросился в глаза: на передней панели расположено множество разноцветных светодиодов, но нет ни одного намека на то, что каждый из них обозначает. Поэтому догадываться пришлось «по ходу пьесы». При включении прибора в сеть загораются два зеленых светодиода (этакие фары). Значит, это индикация питания. Подключаем прибор к АКБ — загораются несколько красных и один оранжевый в уголке. Становится понятно, что красные светодиоды, находящиеся между индикаторами питания, не что иное, как линейная шкала. Вот только чего — вольтметра или амперметра — тоже не ясно. Подключаем внешние приборы. Все-таки это амперметр, и цена деления (один светодиод) равна силе тока 2 А. А маленькая оранжевая лампочка в уголке, как выяснилось в процессе тестирования, сигнализирует о режиме работы. Если ЗУ работает в штатном режиме, оранжевый огонек просто горит. Если закоротить клеммы, он начнет моргать, а из недр корпуса раздастся ритмичное попискивание. Однако всего этого мы сразу и не заметили. Писк слишком тихий, а моргание слишком незаметное. Правда, к чести конструкторов стоит отметить, что с замкнутыми накоротко «крокодилами» наш подопытный простоял не меньше минуты, что никак не сказалось на его работоспособности. Проверку на сохранение работоспособности при перемене местами клемм данный образец тоже прошел без последствий, хотя во время работы с переполюсованными клеммами из корпуса и раздавался треск, хоть и моргали светодиоды амперметра и гасли индикаторы питания, через секунду после возврата в режим холостого хода все нормализовалось. Повторная проверка параметров работы не выявила каких-либо отклонений от первоначальных значений.
Еще одним преимуществом стоит считать принудительное охлаждение, причем скорость вращения вентилятора непостоянная — она регулируется в зависимости от режима работы.
Начало заряда возможно при наличии на клеммах АКБ напряжения не менее 7,5 В. Сам процесс заряда проходит по привычному для современных ЗУ, комбинированному алгоритму. Значения максимального тока заряда зависит от выбранного режима: либо 10 А, либо 5 А.
Устойчивая работа устройства возможна при напряжении питания от 180 до 260 В.
РЕЗЮМЕ
ДОСТОИНСТВА: наличие системы принудительного охлаждения, защита от КЗ, переполюсовки и скачков напряжения питания; два режима заряда.
НЕДОСТАТКИ: малоинформативная передняя панель. Малозаметный переключатель режимов работы.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА: конструкция оставила противоречивые впечатления. Ясно, что работать эта зарядка будет на «отлично», но при этом все-таки хочется иметь более понятный интерфейс, не требующий интуитивного понимания процесса работы и управления.
ОСОБЕННОСТИ: автоматическое импульсное зарядное устройство и системой стабилизации тока и напряжения.
УПРАВЛЕНИЕ ТОКОМ ЗАРЯДА: автомат.
ИНДИКАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗАРЯДКИ: световой индикатор режима зарядки. Световой индикатор тока зарядки.
МАКСИМАЛЬНЫЙ ТОК ЗАРЯДА: 4,5 А.
ПОТРЕБЛЯЕМАЯ МОЩНОСТЬ: 80 Вт.
ГАБАРИТЫ: 145 x 190 x 78 мм.
МАССА: 0,475 кг.
ЦЕНА: 550 руб.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ
Как и в случае с парой моделей «Кулон», Boush 10 представляет собой урезанную версию Boush 50: вместо двух режимов заряда мы имеем только один, с максимальным током 4,5 А. Поэтому внешних отличий немного. Во-первых, отсутствует переключатель режимов (что вполне резонно). Во-вторых, в этой модели не предусмотрено принудительное охлаждение, что с субъективной точки зрения можно считать неоправданной экономией.
А в остальном две модели от «Триады» по внешности — близнецы. Все тот же забавный, но непрактичный интерфейс, такие же реакции на КЗ и переполюсовку… Кстати, у данного образца во время проведения КЗ развалился один из «крокодилов». Подробный осмотр выявил некачественную завальцовку оси. Да и составные части сделаны из тонкой жести, которая легко гнется рукой. Похоже, с поставщиками этого узла производителю не повезло.
Как и «старший брат», Boush 10 — это полностью автоматическое устройство, не требующее никакого участия человека во время процесса работы. Максимальный зарядный ток достигает величины 6,3 А, а минимальное напряжение, при котором возможно начало заряда, составляет 7,5 В (что было абсолютно ожидаемым результатом).
Величины напряжения питания, при которых устройство работает с заявленными характеристиками, также остались в пределах от 180 до 260 В.
РЕЗЮМЕ
ДОСТОИНСТВА: защита от КЗ, переполюсовки, скачков напряжения питания.
НЕДОСТАТКИ: малоинформативная передняя панель.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА: и снова я повторю свой вопрос: а зачем создавать урезанные версии, если их стоимость будет мало отличаться от варианта со всеми возможностями? И несколько слов о промышленном дизайне в России: промышленного дизайна в России нет. По крайней мере, в этом случае.
Хотите купить или продать? Воспользуйтесь нашиминтернет АУКЦИОНОМ! Автоаксессуары и дополнительное оборудование, парковочные раддары и видеорегистраторы из первых рук!
Отзывы пользователей
Свой отзыв оставил:
Александр
Сгорело зарядное устройство BOUSH 10. Кто может выслать схему электрическую? Заранее благодарен за любой ответ или совет по ремонту.
Свой отзыв оставил:
Левъ Николаевичъ
Имел опыт использования зарядного устройства КУЛОН 707а. Не знаю, почему производитель устройства решил, что 15 В - допустимый уровень напряжения, до которого можно заряжать батарею, если на батарее ясно написано, что только до 14.7. Так что на всякий случай ловил разницу потенциалов на батарее до 14.7, полагаясь на внешний вольтметр. Отличное устройство для доведения электролита аккумулятора до бурления.
С уважением,
Светлейший Князь Мышкинъ
Свой отзыв оставил:
саша
пользуюсь 3 года автоэлектрикой 1021 ,заряжал и 110 ач акумы и 55,60,62 а.ч .
хорошо очень нравится ,думал китай ан нет . рекомендую !
Свой отзыв оставил:
Александр
Приобрел зимой 2011 года Автоэлектрику Т-1021 в Москве по совету продавцов. Пытался зарядить полностью севший аккумулятор - зарядка сдохла при первой зарядке. Спасибо продавцам, что вернули деньги.
Свой отзыв оставил:
Андрей
Купил в пятницу 18 июля 2008г. Автоэлектрику Т-1021 в ТД "За рулем" за 1400 р. г.Улан-Удэ после прочтения данной статьи. Первые впечатления таковы: действительно очень хороший зарядник, компактный и легкий. Качество хорошее, да и фонарик на диодах к месту. Зарядил отцовский аккумулятор Актех 55Ач, который был совсем "сдохший". Результат пока радует. Время покажет.